Герой, реконструкция событий, визуализация

Разбираемся, как сделать историю, на примере расследования «7х7» о Сергее Коссиеве

В начале 2019 года расследование Глеба Ярового о бывшем начальнике сегежской колонии №7 Сергее Коссиеве «Деревенщина, “хозяин”, садист» получило премию «Редколлегия». Текст рассказывает и о самом начальнике, и о неформальных порядках в учреждении, и о том, что, несмотря на пытки в нём, руководителя за них так и не наказали. В материале много свидетельств очевидцев об их связях с Коссиевым, тюремном быте и негласной иерархии. На примере работы Глеба смотрим, что может сделать текст читабельным и убедительным.

Герой и его история

Текст в деталях описывает, как из добродушного провинциала, который любил улыбаться, герой превратился в садиста. Причём в буквальном смысле, а не образном — как кажется при первом появлении этого слова в публикации. Личное изменение героя даёт материалу структуру. И главное, в итоге получился рассказ не про ужасы системы, а про перевоплощение конкретного человека в конкретных условиях.

Погружение

Автор обратился ко всем, к кому можно: изучил следы главного и второстепенных героев в соцсетях, попытался поговорить с их друзьями и врагами. Исследовал формальные и неформальные корпоративные правила, повлиявшие на персонажей, и то, как эти правила менялись. В итоге видим неоднозначность всего происходящего, а вместе с этим — глубину проблемы. То есть ты по-прежнему думаешь: всё ужасно, — но при этом не понимаешь, а как бы ты поступил в таких обстоятельствах.

Реконструкция событий, а не убеждение читателя

Автор восстанавливает диалоги, случаи из жизни, атмосферу — ты погружаешься во всё этом и сам делаешь выводы. При этом Глеб не скрывает свою заинтересованность в деле Сергея Коссиева: он хочет, чтобы его наказали. Но это заинтересованность осталась за текстом.

Визуализация

Материал сопровождён схемами, которые показывают неформальные связи внутри учреждения. С одной стороны, они запутанные: на них много элементов. С другой — как раз о неразберихе рисунки, очевидно, и должны сказать читателю.

Есть интерактивная карта. На ней видно, где и что находится в колонии: вот — кабинет начальника, вот — свинарник, где пытали людей.

Не одна точка входа в материал

Журналист не стал пытаться уместить всё в один текст, а сделал из двух монологов, не вошедших в главную публикацию, отдельные материалы. В итоге есть три самостоятельные истории. И все работают на главную.

Забота о читателе

Любые термины, которые могут вызвать вопросы, объясняются во всплывающих вставках. Даже слово «отряд» (применительное к колонии), то есть автор по ходу повествования не увлёкся и не забывает, кому и что он рассказывает.