«Нужно над текстом пострадать. Желательно несколько раз»

Как понять, что ты же уже достаточно собрал информации для текста? Как в ней не утонуть? Спросили, что думает об этом журналист из Карелии Сергей Маркелов — автор подробного репортажа об аресте директора Медвежьегорского музея Сергея Колтырина и нескольких лонгридов, ставших претендентами на премию «Редколлегия».

4С: Как понять, что информации хватает?

– Это чувствуется, когда ты максимально восстановил историю и собрал мнения разных сторон. Когда ты сам видишь хронологию без дыр и имеешь разные мнения. Тогда история становится завершённой.

Мне нравится приём, который привёл в своей книге «Реальный репортёр» [журналист Дмитрий] Соколов-Митрич. Когда тебе кажется, что ты всё понимаешь, постарайся найти что-то ещё, чтобы тебе снова что-то стало непонятно, и разберись с этим. Как-то так, дословно не помню. Вот после этого — можно писать.

В случае с репортажем о [историке Сергее] Колтырине [обвинённом в развратных действиях по отношению к ребёнку] был максимум комментариев, которые удалось собрать за день. Но их было действительно достаточно. Не хватало только противоположного мнения, но его попросту и не было.

Я сел на заправке в Медгоре (сокращённое название Медвежьегорска, где работает Колтырин — Прим. ред ) и до 12 ночи писал. Потом поехал домой в Петрозаводск.

4С: Как не утонуть в материале?

– Неудачные примеры — обычно в расследованиях. У тебя полно информации, ты всё считаешь важным и выпаливаешь на читателя все эти цифры, компании, даты или мультимедийные вставки. Получается совершенно нечитабельная или красивая внешне, но непонятная штука. Я так делал первые свои расследования, сейчас пытаюсь написать, прежде всего, историю.

Когда у тебя куча информации, ты иногда перестаёшь видеть, что является сюжетообразующим, а что ты оставил только потому, что сам считаешь это важным. Если есть время, я редактирую текст. Выкидываю ненужные куски, которые не относятся к теме, или переписываю. Как с Сандармохом — я переписывал его полностью. Или с расследованием «Забойные инвестиции» — его переделывал три раза. Но это и работа редактора должна быть: когда ты уже берегов не видишь за текстом, он должен рассеять туман.

В общем, чтобы не утонуть в информации, нужно над текстом, особенно серьёзным, хорошо так пострадать. Желательно несколько раз.

4С: План или интуиция?

– В случае репортажа, как правило, я ориентируюсь на месте. Это ведь часто какие-то срочные, экстренные события, ты знаешь немного и просто начинаешь раскручивать историю. И потом, как говорит Илья Азар, бог журналистики помогает тебе.

Бывает, и когда коллеги участвуют в работе.

В случае с Колтыриным мне очень помогла Аня Яровая, которая взяла на себя роль продюсера и координировала меня в Медгоре.

Там — да, был и план, но его Аня составила. Сам я всегда делаю план уже после того, как собрал информацию.