Тотальная «Таёжная самоизоляция»

«Люди Байкала» нашли деревню с единственной жительницей – но это не привычный репортаж из глухого места

В интернет-журнале «Люди Байкала» вышел репортаж Ольги Мутовиной «Таёжная самоизоляция». Он рассказывает о единственной жительнице деревни Таёжное 82-летней Нэле Поповой. Текст начинается с того, как Поповой помогают выбраться из дома во время наводнения. Также читатель узнает, что это было не единственное наводнение. У женщины есть возможность переехать отсюда, но каждый раз она все равно возвращается.

Да, это не расследование, исследование или спецрепортаж, которые мы стараемся разбирать в этой рубрике. Но у репортажа Ольги есть своя ценность — он показывает, как можно увидеть новую историю в, казалось бы, обычном сюжете.

Увидеть историю 

Первое знакомство с текстом не обещает неожиданностей. Кажется, это будет очередной репортаж о том, как живут в заброшенных деревнях. Ты уже готовишься к привычному набору — трудно добраться, трудно жить. Жизнь там, особенно по сравнению с городской — какая-то невероятно другая.

Но ничего диковинного мы в материале не встречаем. В том смысле, что главная героиня оказывается вовсе не марсианкой. Кажется, она смотрит на свою жизнь среди разваливающихся деревянных изб такими же глазами, что и читатель.

Деревня Таёжное
Деревня Таёжное. Фото: Антон Климов

Постепенно разворачивается история, близкая к литературной. Героиня планирует, как переедет отсюда. Она рассказывает об этом другим. Женщина уже все продумала, её план выглядит логичным, финансы тоже посчитаны. При этом и её слушатели, и она сама, и читатель понимают, что переезда не будет. По самым разным причинам, и психологическим тоже. И в этом — жизни в руинах, бесконечном планировании изменить ситуацию, но в действительности нежелании что-то менять — есть что-то метафоричное. Что-то, что описывает не только эту женщину и эту деревню, что каждый читатель может примерить на себя.

Почувствовать героя

По тексту видно, что Ольга настроилась на героиню, слышит её, сочувствует ей. Словно принимает её такой, какая она есть, не разделяя на достоинства и недостатки. При этом у журналистки нет очарования, когда, например, хочется верить на слово. В итоге, с одной стороны, собеседница рассказывает в деталях свой план побега из почти обезлюдевшего населённого пункта. С другой — автор понимает, что слова местной жительницы останутся только планом.

Автор не делает каких-либо оценок — лишь описывает быт хозяйки единственного занятого в деревне дома, слова женщины и её мечты. Вместо выводов передаёт атмосферу и настроение, чтобы читатель сам всё понял или почувствовал.


Читайте другие публикации #ПочемуЭтоКруто:

— Разбираем лонгрид о кавказском обычае после развода оставлять детей с отцами;

— Неожиданно, просто, читается даже во время апокалипсиса. ВОмске.ru поговорил с благотворителями о том, как не ненавидеть тех, кому помогаешь.


Не зацикливаться на герое

Текст Ольги Мутовиной — нечто большее, чем зарисовка о единственной жительнице в глухой деревне. Например, выясняется, что глава муниципалитета, в который входит деревня, родом отсюда же. И мужчина по каким-то своим причинам тоже не может порвать с этим местом.

Дома у Нэли Николаевны. Фото: Антон Климов
Дома у Нэли Николаевны. Фото: Антон Климов

Более того, он рассказывает о планах возродить деревню. По реалистичности эти слова могут напомнить затею местной жительницы сменить место жительства. Но во всём этом тоже есть что-то метафоричное — деревня умерла, но её бывшие жители словно не хотят этого признавать. В тексте много говорящих деталей. Например, телевизор в избе — он не работает, но все равно выглядит как главное украшение в доме. Картошка на суп — её хозяйка собирает на затопленном огороде.

Репортаж «Таёжная самоизоляция» учит нас, что в любых темах можно искать новые повороты. Что в истории, над которой мы работаем, может быть что-то метафоричное. То есть то, что сделает предметом материала не только конкретную человеческую историю или какое-то событие. Что даже к такому банальному редакционному заданию, как репортаж из глухой деревни, можно относиться как к шансу найти крутую историю.