Последний аргумент в длинном споре

Ученый Альберт Разин совершил [Роскомнадзор] в защиту удмуртского языка. Одни считают его героем, другие хотят забыть.

(текст отредактирован в соответствии с требованиями Роскомнадзора)

10 сентября к зданию парламента Удмуртии в Ижевске вышел ученый и общественник Альберт Разин. 79-летний кандидат философских наук, заслуженный деятель науки республики провел одиночный пикет в защиту родного удмуртского языка. А потом [Роскомнадзор]. Разин умер в тот же день в больнице. «Медуза» рассказывает, почему теперь в Ижевске люди, даже раньше не знавшие Разина, считают его героем — а власти республики пытаются сделать вид, что ничего не произошло.


Рядом с лестницей и гранитным парапетом около здания Госсовета Удмуртии, где [Роскомнадзор] 79-летний кандидат философских наук Альберт Разин, два дня спустя стоит его портрет и лежат цветы. К стихийному мемориалу подходят люди. Некоторые находят объяснение произошедшему в обстоятельствах жизни Разина.

«Человек старенький. Может быть, просто сошел с ума?» — рассуждает Игорь, мужчина средних лет. Он русский, но безо всяких вопросов сам начинает говорить на тему сохранения удмуртской идентичности, за которую боролся Альберт Разин. «Гонения на удмуртов нету никакого, — уверен Игорь. — Внуки всех моих родственников-удмуртов язык знают. Пожалуйста, пусть изучают. А выдвигать это на передний план…» Игорь не заканчивает фразу. 

Другие пришедшие называют покойного «героем» и «сыном удмуртского народа». Из тех, кто высказывает уважение покойному, — Вера и Андрей, обоим около сорока. Они оказались у Госсовета, хотя просто гуляли по Ижевску — вообще-то у них свидание.

Вера говорит, что она от поступка Разина «в шоке, но в хорошем шоке». «Даже не предполагала, что может быть такая внутренняя сила. Уважение к людям, живущим в Удмуртии, у меня выросло в геометрической прогрессии», — говорит она.

Ее спутник Андрей, когда представляется и называет фамилию — Кравченко, — шутит, что она у него «вражеская», поскольку украинская. Вообще-то он живет не в Удмуртии, а в Югре — и работает в нефтяной промышленности. В Ижевск, как он говорит, «приехал к любимой женщине». Андрей объясняет, что на севере осознал, что у малых народов в России действительно есть проблемы с сохранением своей культуры. У ханты, манси и удмуртов, по его убеждению, эти трудности примерно одинаковые. «С 1991 года [то есть после распада СССР] были иллюзии, что Россия вернется к национальному вопросу. Но потом все встало на бюрократические рельсы. Он [Разин] понял, что бьется о глухую стену», — говорит нефтяник.

Если бы то, что сказал случайный прохожий, услышали сторонники Альберта Разина, они бы с ним, вне всяких сомнений, согласились. Местные национальные активисты уверены, что удмурты в республике, титульным народом которой являются, находятся в ущемленном положении: их язык исчезает, сами они стесняются своей национальности и растворяются в русском этносе. Власти и близкие к ним общественники считают, что удмурты сами не хотят сохранять свою культуру, а еще — что Альберта Разина к [Роскомнадзор] кто-то подтолкнул.