«Бунт молодых»: спецрепортаж, похожий на фильм

Лонгрид Ольги Татарниковой «Бунт молодых» посвящён уличной акции студентов против платного образования в Екатеринбурге апреле 1998 года. В основе повествования — воспоминания участников. Читая лонгрид, ловишь себя на мысли, что будто смотришь фильм. Разбираемся, из чего состоит текст.

Кинематографичность

Что важно — автор не приводит монологи своих собеседников. Вместо этого журналистка отобрала из их рассказов фактуру, из которой собрала последовательное повествование. То есть воспоминания рассказчиков могут чередоваться, приводиться без дословных цитат. Главное — читатель «наблюдает» за героями, которые что-то делают, о чём-то переживают, а на их пути постоянно возникают препятствия.

Мы видим, как герои вообще попали на митинг.

Кто-то после пар в вузе просто пошёл, куда и все. Кто-то — узнал об акции по телевизору, и тут же решил присоединиться.

А кому-то захотелось развлечься. Благодаря таким описаниям ты невольно сравниваешь себя с персонажами (что бы в тот момент сделал я?) и им соперевживашь.

Драматургия

Всё начинается с интригующей сцены. К студенту — он только что вышел с пар — подходят другие учащиеся и говорят, что готовы притащить из общаги кровати, чтобы сделать баррикады. Студент кивает. Затем мысленно готовит себя к худшему — что за участие в беспорядках его посадят. Это происходит на следующий день после митинга, которому посвящён лонгрид.

Что предшествовало этой ситуации, мы и узнаем на протяжении текста. Сцена за сценой, автор рассказывает, как люди, изначально не помышлявшие ни о каком восстании, начали реально к нему готовиться.

Вот учащиеся раскладывают на полу кто обои, кто листы ватмана. Пишут лозунги. Потом оставляют транспаранты на ночь сушиться.

Вот, уже в середине текста, — нетрезвый студент по глупости кидает бутылку в омоновца. После чего начинается жёсткое подавление акции.

Разворот темы

Рассказ осознанно получился не о прошлом, а о настоящем: о том, что сейчас с протестами всё не так, как было ещё недавно. Раньше люди не боялись выходить на улицу, а тех, кто жёстко подавлял недовольство, наказывали. И сама тема, и такой её разворот не лежат на поверхности.

Визуальный ряд развивается вместе с историей

Вначале мы видим архивные фото и видео, которые дополняют текст. Большие полноэкранные изображения собеседников — с их короткими цитатами — собраны лишь в конце материала. К этому моменту рассказ о событиях прошлого как раз закончился.

Завершается материал крупными фотографиями мест в городе, где происходили описываемые события. На снимках — пустые улицы. Виден лишь один сутулый прохожий с магазинным пакетом в руках. У фото нет подписей, но кажется, они здесь и не нужны.

Метки: